четверг, 7 февраля 2013 г.

Проблемы гуманитаризации исторического и обществоведческого образования


Уважаемые учителя истории и обществознания!
28 февраля 2013 года в ВИПКРО будет проходить пленарное заседание Межрегиональной конференции «Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в современной России»
Предлагаю всем принять участие в работе секции "Проблемы гуманитаризации исторического и обществоведческого образования".

В последние годы мы приобрели
понимание того, что:
1. гуманитарное знание не истина в ее законченном виде, а способ понимания сложно устроенных объектов, таких как человек, общество;
2. специфика гуманитарного образования состоит в том, чтобы научить человека действовать в ситуации неопределенности и отсутствия "единственно верного" решения;
3. гуманитарная проблема заключается не в ответе, а в способе постановки вопроса, в поиске ответа, его аргументации, в способе презентации своего решения, в убеждении окружающих в основательности собственных выводов и положений;
4. гуманитарное образование помогает научиться отвечать за принятые решения, научиться планировать собственные действия и проектировать желаемые эффекты, разрешать проблемы из жизни, а не решать задачи из учебника.

Прошу предложить собственные варианты (из опыта работы) разрешения проблем, связанных с гуманитаризацией современного образования.
Михайлова С.В.

70 комментариев:

  1. Учителя истории Владимирской области, прошу проявить активность и принять участие в конференции (см. положение на ВИКИ Владимир)!

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемые коллеги, я жду от Вас отзывов о том, как в Вашей педагогической практике "проявляется" процесс гуманитаризации образования. Вы можете написать статью и отправить ее в адрес конференции (см. информационное письмо) или принять участие в обсуждении проблем гуманитаризации образования в данном блоге.

    ОтветитьУдалить
  3. Светлана Викторовна, остаюсь при своём. Тема конференции, несомненно, интересна, об этом очень много материалов в Интернете. Но... Сложно сегодняшнему школьному учителю, зажатому между полной "пофиговщиной снизу": родители, дети, социум :Что пристали со своей историей, она не нужна" и бюрократическими мониторингами "сверху":"Как вы формируете патриотизм, гражданственность и законопослушность?" - рассуждать об "эмпиреях"... Реально гуманитарная составляющая современного среднего образования состоит в функционировании "камеры хранения" для несовершеннолетних. И здесь история и литература - отдушина для мятущейся души подростка. Физика и математика также свою нишу имеют - но они, увы, не каждому даются. Значит, разговор надо начинать с "болячек". Среди них: 1. Нежелание и неумение читать тексты. Неуважение к тексту.(А ведь это - основа познания прошлого и воспитания уважения к нему. 2.Оценочные стереотипы, отсутствие моральной самостоятельности. 3.Инфантильность в восприятии истории - "нужно" ,"не нужно". 4.Отсутствие национальной самоидентификации, как крайность - нет национальной гордости "вообще" - недопустимо в полиэтническом мире. 5.Непонимание значения самодостаточности истории общества вне истории власти. (Впрочем, это не только и не столько претензия к детям). И так далее, и тому подобное...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, уж эти мониторинги, отчеты и т.д. Учитель превращается в делопроизводителя, а в перерывах - уроки. Вот вам и гуманитаризация!

      Удалить
    2. Согласен с Вами. К сожалению, в нашей системе образования возобладал бюрократический подход .Но это не сужает проблемы гуманитарного образования до проблемам отношений власти и гуманитарного профессионального сообщества.Увы, педагоги-гуманитарии,не видят до сих пор ничего зазорного в зубрёжке,навязывании одного (своего) мнения,устаревших технологий гуманитарного образования, мотивирование обучающихся исключительно отметкой в журнале.

      Удалить
    3. Вот именно, навязывание одного "единственно верного" мнения. А как Вы относитесь к опубликованному в СМИ мнению президента о том, что учебник по истории должен быть один?

      Удалить
    4. Конечно,отрицательно.Но в реальной практике большинство учителей работают по одной содержательной линии - Данилов-Косулинской . Главной в этой ситуации становиться личность учителя. Он не может догматически подходить к тексту учебника - заставлять заучивать,зазубривать,использовать его как единственный источник информации. Учитель должен знать и о других интерпретациях событий, изложенных в учебнике. А это не всегда - альтернативный учебник. Путин, вероятно, исходит из ситуации экономии средств. Но, это ,как говорится, две большие разницы.

      Удалить
    5. На курсах в ВИПКРО наши коллеги из одного из муниципалитетов области задали вопрос, правда ли, что теперь нельзя учиться по учебникам Данилова (следствие конфликтной ситуации с диссертациями)? На мое удивление они сказали, что им запретили и велели срочно искать альтернативу. А как в других территориях? Надеюсь, разум восторжествует.

      Удалить
    6. Печалина Надежда22 февраля 2013 г. в 08:21

      Согласна с Дмитрием. Действительно, от личности учителя многое зависит. К тому же в наше время учебник(какой бы он хороший не был) не может и не должен быть единственным источником информфции. А по поводу Даниловского учебника у нас пока все спокойно.

      Удалить
    7. Вы знаете, этот учебник, в отличие от многих других, не раздражает. В нем меньше субъективизма, нет утверждений, нацеленных на историческое оправдание путинского режима, вымученного патриотизма и т.п. Он корректный...

      Удалить
    8. Хочу высказаться в защиту учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. Учебник хорош для среднего ученика. Он понятен, доступен, интересен, не перегружен информационным материалом, имеет достаточно много иллюстраций. А главное, он лучший при подготовке учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА, так как в нём сделан акцент на чётком выделении основных имён, дат, понятий, которые встречаются в тестах.
      Кириллова О.А. Кольчугинский район.

      Удалить
    9. По поводу единого учебника... Может быть и неплохо, если составители ЕГЭ и ГИА будут ориентироваться на него. С другой стороны, возможен идеологический диктат?!

      Данилова Л.А. Муром

      Удалить
    10. Уважаемые коллеги! Вас приветствует учитель с более чем 30-летним стажем работы Шахова Е.В. Извините, но некоторые высказывания очень похожи на однообразные жалобы по привычному сценарию: Все плохо, начальство виновато. Позволю напомнить, что гуманитаризация образования - это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о.на формирование личностной зрелости обучаемых (педагогический словарь). У историков работы море и возможности замечательные. Доступна огромная база отцифрованных документов, проектная технология помогает и при мотивации обучения, и при актуализации знаний. Еще живы наши старики-современники 20 века, которые готовы с нами говорить, только спрашивай. Значит. наша задача - научить наших учеников действовать, ориентироваться в информации, овладеть навыками исследовательской поисковой работы.
      А учебник должен быть один и соответствовать материалам ГИА и ЕГЭ. Все остальное мы вполне можем сделать на базе хрестоматий.

      Удалить
  4. Одним из принципов современной системы образования,заложенным в законе об образовании является принцип гуманитаризации образования.История,казалось бы как никакой другой предмет дает благодатную почву для реализации гуманитаризации образования.С 5 класса мы закладываем основы критического мышления,которое предполагает:
    - умение анализировать текст,задавать вопросы,делать выводы и личные оценки
    - работать с иллюстрациями,делать предположения об исторических событиях,изображенных на иллюстрациях
    - "рецензировать" ответы своих одноклассников
    Вроде бы,все присутствует: и отсутствие "единственно верного" решения, и аргументация,и выводы,но как соединить "прошлое и их проблемы" с "современностью и ее проблемами"?

    ЧаплыгинаС.А.,МАОУ СОШ №36

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Можно проводить аналогии, и прошлое для детей станет современным. К сожалению, на уроках не всегда хватает времени на полное обсуждение тех или иных проблем.

      Данилова Л.А МБОУ СОШ №8 г.Муром

      Удалить
  5. Как мне кажется, одна из главных проблем гуманитаризации современного образования состоит в том, чтобы обезопасить детей от неконтролируемого распространения опасной информации и знаний со стороны средств массовой информации, "улицы" и т.п.

    Данилова Л.А. МБОУ СОШ №8 г.Муром

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Ермохина24 февраля 2013 г. в 07:00

      как вы предлагаете это сделать? если запрещают "Ну, погоди" и в то же время разрешают "новую общагу", "восьмидесятые" и другое подобное.

      Удалить
    2. Елена Платонова24 февраля 2013 г. в 10:23

      А кто будет определять степень "опасности", что "хорошо", а что "плохо"

      Удалить
    3. Вот тут-то и вспомнишь советскую цензуру. Неправда ли?
      Ну, а , если серьезно: "...главная цель гуманитарного образования - сформировать критическое мышление у обучающихся..." (С.В.Михайлова). Наши дети - наши будущее, как бы высокопарно это ни звучало. Если мы научим их критическому мышлению сейчас, то в будущем они будут в состояние разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо"

      Данилова Л.А. МБОУ СОШ №8 г.Муром

      Удалить
  6. Это и есть главная цель гуманитарного образования - сформировать критическое мышление у обучающихся без которого умение по работе с информацией не может быть сформировано. Ведь текст - это основа гуманитарного знания. Чтобы ученик понял текст - необходим критический анализ, это позволит его осовременить. Подумайте и приведите примеры древних текстов, которые звучат очень современно. Как Вы их используете на уроках?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Осовременивание текста - это интересно...Но надо ли это делать? Понять текст далёкого прошлого, разобраться в его терминологии,"услышать" автора через узор словесных украшений, диктуемых вековыми традициями - согласен, что это - уровень не базовый. Но ведь и математика не каждому даётся. Но если дасться, то каков эффект!
      Ведь история - не русская классика: Пушкин, Лермонтов, Гоголь...Вечность, на мой взгляд,гарантирована только общечеловеческим ценностям:доброте,милосердию,чести,достоинству. Увы, в истории (как русской, так и всеобщей)они не главные . Лидируют высшие интересы: доминирование во внешней политике, успех экономической деятельности, подчинённость и восхищение(покорность)общества.
      "Русская правда" Ярослава Мудрого даст больше для нравственного воспитания личности,чем "Русская правда" Павла Пестеля,хоть может быть последняя больше "осовременивается"...

      Удалить
    2. А что высшие общечеловеческие ценности очень изменились? Я думаю, что по многим позициям и "самая старая" Русская Правда звучит очень современно. Вы не согласны с общепринятым мнением, что история помогает нам понять настоящее? А строки из глубины веков действительно придают уроку особый колорит.

      Удалить
    3. Нет,конечно. Дело не в этом.Ноги современности (и если бы только ноги)растут из прошлого. Но, я думаю, что для учителя важнее, чтобы дети не судили прошлое, а попытались его объяснить. Не оправдать, а объяснить. В этой педагогической ситуации огромный воспитательный потенциал. Это собенно хорошо работает при оценке деятельности исторических деятелей.Схема такова : 1.Я понял, что послужило причиной (поводом,мотивом) для действия исторического персонажа. 2.На вопрос:"Как бы я поступил в подобной ситуации,случись она сегодня? Почему?-я должен предложить свой вариант. 3.Ученик выслушивает вариант ответов одноклассников, утверждается или разочаровывается в своём выборе. 4.Слово учителя: чем вся эта ситуация обернулась в реальности. Можно привести здесь слова В.О.Ключевского :"История - не учительница, а надзирательница...она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков..." "

      Удалить
    4. Печалина Надежда22 февраля 2013 г. в 09:18

      Конечно, общечеловеческие ценности не изменились. Но,на мой взгляд, изменилось отношение к ним современного общества.

      Удалить
    5. И вопрос в том, что теперь делать учителю. С одной стороны, мы должны способствовать социализации ребенка. С другой стороны,и культурное,и нравственное состояние современного российского общества ужасно. Искать "золотую середину" в этом вопросе все сложнее...

      Удалить
  7. Сходу,на ум приходит Поучение Владимира Мономаха,с его призывом к милосердию,трудолюбию.Полезно провести связь с современным потребительским обществом,присутствуют ли в нем такие ценности? Насколько они востребованы?

    ЧаплыгинаС.А. МАОУ СОШ №36

    ОтветитьУдалить
  8. Домострой - разве не актуально? Главы относящиеся к организации семьи - вот где поле для дискуссий!Работаем с текстом на уроках обществознания.Вопросы к анализу старшеклассники формулируют сами.Вопросов много, начиная от сравнительной характеристики семейной организации до того, что хотел бы заимствовать/никогда не буду использовать.Естественно, с аргументацией. Получается здорово.Эта тема "цепляет"даже пассивных учеников,т.к. тема семьи важна во все времена.

    Данилова Л.А. МБОУ СОШ №8 г.Муром

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. действительно очень интересно и думаю, гораздо более полезно и значимо, чем читать текст параграфа. Аксиологический анализ - это тоже одна из основ гуманитаризации образования.

      Удалить
    2. Елена Платонова24 февраля 2013 г. в 10:32

      Светлана Викторовна, вместе с Вами опасаюсь введения унифицированного учебника. Суть в профессиональной подготовке и личности учителя. С другой стороны, без национальной идеи, ценностей, на формирование которых направит единый учебник (а то ведь аксиологический анализ можно сделать ой как по - разному) может и неплохо.
      И еще: "гуманизация" и "гуманитаризация" - есть разница, которую я раньше видела, а сейчас?

      Удалить
  9. Мне кажется, что задача гуманитаризации образования - это формирование личности с широким взглядом на окружающий мир на основе нравственных ценностных ориентиров. Предметы гуманитарного цикла позволяют это делать.Я согласна с коллегами, что изучая древние источники, необходимо проводить аналогии с современностью.Например, при изучении темы "Политическое развитие страны" по истории России в 7 классе, можно проанализировать документ "Иностранец А.Олеарий о российской системе управления", сравнив систему управления ХVII века с современной. Для обсуждения, учащимся можно предложить следующие вопросы:
    1. Какие черты российской политической системы управления, отраженные в документе, изжили себя, а какие продолжают сохраняться и в наши дни?
    2. Как в современном российском обществе относятся к так называемым "посулам"? Выскажите свое отношение к данной ситуации, аргументируя ответ примерами из СМИ.

    Малашук Л.В. МБОУ СОШ №42 г.Владимир.

    ОтветитьУдалить
  10. Дорогие коллеги! Можно я не буду рассуждать о судьбах всего российского образования? У меня есть свои маленькие проблемы. Я учу истории и обществознанию детей (им)мигрантов и этнических меньшинств. Гуманитаризация образования дает мне слабую надежду сделать наш курс истории не яблоком раздора для детей разных диаспор, а механизмом трансляции человеческого опыта.
    Больше всего в гуманитаризации меня греют ее базовые идеи-ценности:
    • Философская идея Человека как главной ценности жизни.
    • Свободное мировоззренческое определение.
    • Ответственность Индивида за общезначимые ценности.
    • Общекультурная компетентность.
    • Диалог культур как важнейшее средство воспитания человека культуры.
    • Единство мира и человека как его органической части.
    • Осмысление знания как «живого», самоизменяющегося, подвижного, имеющего множественность характеристик.
    С этим я, может быть, выживу. А с нашим новым патриотизмом я рискую в итоге оказаться в логове мною же взращенных террористов.
    Простите, если что не так.
    Горин Сергей Константинович, Глубоковская ООШ, Петушинский район.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Константинович! А что вы понимаете под "нашим новым патриотизмом"?

      С уважением Данилова Л.А.

      Удалить
    2. "Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался"(ФГОС)
      Простите меня, но я не скрываю от детей свою НЕСОЛИДАРНОСТЬ по отношению к госполитике, к примитивному местному социуму, нарождающейся эрэфной идеологии, СМИ,народной гордости без памяти и совести.
      И я полностью согласен с Вами по поводу ценности ЗНАНИЙ, хотя на курсах в ВИПКРО нас постоянно убеждают , что знания в современном мире - это не ценность.

      Удалить
    3. Знания - это, конечно, ценность. И речь идет о том, что знания "в чистом виде" перестали быть ценностью. Они основа для движения вперед, а не багаж "на всю оставшуюся жизнь".

      Удалить
    4. Елена Ермохина24 февраля 2013 г. в 07:30

      значит мы должны учить детей быть коммуникабельными, знать где взять информацию? Но на ЕГЭ и ГИА они этим не смогут пользоваться, а только тем "багажом на всю оставшуюся жизнь". Может я и не права.

      Удалить
    5. Но ведь вперед без знаний двигаться не получится. ЕГЭ и ГИА этот процесс усложняют: только знания без умений не дадут хорошего результата. Так что ученики должны понять, что необходимо осваивать и то и другое. Умение работать с информацией - это на всю жизнь. Но в конкретной ситуации, (подготовка к ЕГЭ), ее необходимо не только найти, но и понять и запомнить.

      Удалить
    6. Светлана Викторовна,согласитесь, что нынешние ЕГЭ и ГИА, во всяком случае в части А полностью противоречат гуманитаризации, ориентированы на знаниевый подход...

      Удалить
  11. Я так скажу, уважаемые коллеги,сложные или простые вопросы мы задаем,или их ставят учащиеся,главное они мыслят самостоятельно, пытаются применять личный опыт, рефлексировать,оценивать, т.е. быть неравнодушными,а это уже путь к гражданской позиции.

    Чаплыгина С.А.,МАОУ СОШ №36

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Печалина Надежда25 февраля 2013 г. в 09:24

      Безусловно, нынешняя ситуация в нашем обществе все больше требует от нас активной жизненной позиции, воспитания неравнодушных людей, что сейчас, согласитесь, задача непростая.

      Печалина Надежда Кольчугино

      Удалить
  12. Не кажется ли вам, уважаемые коллеги, что преподаватели гуманитарных предметов как витязи на перепутье. Мы. конечно, "держим нос по ветру"=ФГОС-2, который провозгласил полную и безоговорочную победу УУД. А ЕГЭ?! Ведь знаниевый компонент здесь играет немаловажную роль (если не главную). Грамотно аргументировать, оценивать, делать выводы можно только на основе ЗНАНИЙ!

    Данилова Л.А. МБОУ СОШ №8 г.Муром

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно. Чтобы дать грамотную оценку или сделать вывод о каком-либо социальном явлении, нужно хорошо изучить вопрос. Осознанная работа с информацией способствует получению знаний.

      Малашук Л.В. МБОУ СОШ № 42 г.Владимир

      Удалить
    2. Так ведь знаниями тоже надо уметь пользоваться, а это уже деятельность.

      Удалить
    3. Но все мы едины в главном, когда говорим о "камере хранения", об "уважении к тексту", о "знаниевом компоненте", о "хорошем изучении вопроса"... К сожалению, мы видим вокруг все больше людей успешных, амбициозных, свободно рассуждающих обо всем на свете, но абсолютно невежественных. В СМИ их уже большинство. С одними УУД исторический или литературный материал будет ли востребован?

      Удалить
    4. ФГОС уходят от знаниевой составляющей образования. ЕГЭ должен быть пересмотрен, во всяком случае об этом говорят и пишут авторы нового стандарта.

      Удалить
  13. К сожалению, мы видим вокруг все больше людей успешных, амбициозных, свободно рассуждающих обо всем на свете, но абсолютно невежественных. В СМИ их уже большинство.(С.Горин)
    Согласен с Сергеем, для гуманитариев в традиционных СМИ России настали не лучшие времена. Но изменилась ситуация,когда телевидение и радио были основными в формировании общественного мнения.По своим ученикам могу сказать, что они их просто игнорируют. Для них сейчас важнее В Контакте, Фейсбук, Аська...
    Молодёжь нашла нишу для коммуникации. Значит, педагогам также надо идти туда. Это,кстати, поняли создатели сайтов. На каждом популярном имеется кнопка ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стараемся. Идем. Кнопки нажимаем.

      Я понимаю, что мой вопрос заинтересует не всех; национальный состав учащихся кардинально меняется только на границе с Московской областью. И все-таки мне кажется, что когда я на уроках размываю этноцентричную картину мира и истории с помощью цивилизационного подхода, это имеет прямое отношение к гуманитаризации образования (сложно устроенные объекты, отсутствие единственно верного решения, поиск ответа и т.п.).
      Уважаемые коллеги, простите, я ничего не путаю?

      Удалить
    2. Кажется, многие учителя уже глубоко там. Вот такую смс от учителя я получила на днях:"Всенорм.ХотелатебеСЕЙЧАСЗвонить.РецептждиЗавтра".Ученики давно там и выходить не желают. Грамотно стараемся писать только на русском. В тетрадях по истории и обществознанию пишем порой без заглавных букв( даже название своей страны), без запятых и т.д. Что делать и кто виноват?

      Данилова Л.А. МБОУ СОШ №8

      Удалить
  14. Уважаемые коллеги, нам, историкам, было трудно во все времена ( я работаю в школе 32 года). Но я всегда считала и считаю своей главной задачей - воспитание в своих учениках качеств, позволяющих им оставаться людьми в любых ситуациях: людьми думающими, делающими, сопереживающими. А исторический, обществоведческий материал – средство для достижения цели. Читайте, сравнивайте, думайте, обсуждайте, делайте выводы. Моя задача- заинтересовать, помочь найти, поучаствовать, иногда незаметно подвести, спросить и оценить. Так в 8 классе на уроках обществознания мы читаем и обсуждаем христианские заповеди и находим, что они актуальны и в наше время. В более подготовленном классе – нагорную проповедь. Мы рассматриваем библию как исторический источник глазами светского человека. Я понимаю, что выжить в современном мире, следуя общечеловеческим духовным ценностям, очень трудно. Современная школа призвана готовить человека, успешного в своей деловой карьере и в жизни в целом, т.е. конкурентоспособного. Вот только успеха в карьере и в жизни добиться людям честным и порядочным очень трудно в современных условиях. И об этом детям тоже надо говорить.

    Кириллова О.А. Кольчугинский район.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дети нам часто сами это говорят. Гуманитаризация делает равноценными разные выводы, сделанные на основе одного и того же материала. Что делать учителю (или фасилитатору?), если ученики пришли к выводам циничным, негуманным, аргументируя эти выводы в соответствии с современными представлениями об успехе и креативе? Ведь нам самим часто трудно найти контраргументы.

      Удалить
    2. А кто может гарантировать, что в жизни всегда побеждают честь, достоинство и человечность? В каждом конкретном историческом примере у учителя есть аргументы исторические - чем эта циничность, негуманность обернулась в перспективе: тут хоть Петра возьмите, хоть Ленина- Сталина.

      Удалить
    3. "Эффективные менеджеры". И аргументов у Мединского хоть отбавляй.
      Я собственно о том, что дети сейчас должны сами формулировать проблему, искать аргументы, пути решения и делать выводы. Учитель (фасилитатор) только создает условия для деятельности учеников. Так? В этой ситуации исторические аргументы учителя могут оказаться на периферии учебного процесса. При этом с формированием УУД вроде бы все будет нормально...

      Удалить
  15. Это замечательно, что Вы Библию рассматриваете с позиций светского человека. Для меня это всегда был вопрос: идёт третье тысячелетие со дня рождения Иисуса, а люди по-прежнему обращаются к заповедям как источнику духовности.

    ОтветитьУдалить
  16. Уважаемые коллеги! Не кажется ли вам, что между ценностями, преподносимыми школой и жизнью за воротами школы есть ощутимое противоречие, от чего у детей идет кругом голова? В школе мы говорим о том, что надо быть честными, бороться с лицемерием и двуличностью и т.п. В реальной жизни порой все совсем иначе. Способна ли гуманитаризация образование разрешить это противоречие?

    Данилова Л.А МБОУ СОШ №8 г.Муром

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По-моему, нет. Хотя я - за гуманитаризацию.

      Удалить
  17. Безусловно, современная жизнь полна противоречий. Мне наша школа напоминает некий остров, населенный учениками и учителями. Жизни нет спокойной на этом острове, так как постоянно вокруг бушуют ураганы: со стороны государства, которое, проводя реформы, думает не об учениках, а о том, как больше обязать учителя при этом - меньше заплатить; со стороны общества с его новыми "ценностями"; со стороны родителей, которым порой дети просто мешают "успешно жить". А мы-учителя боремся с этими стихиями и защищаем от них наших детей (Как так получается, что чужие дети становятся нашими?) Мне кажется, что мы способны разрешить это противоречие: один из способов - гуманитаризация образование. Мы должны выпустить из школы успешную личность, но пусть эта личность будет наделена "правильным внутренним миром". Воспитательный потенциал на уроках истории и обществознания огромен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Печалина Надежда, Кольчугино26 февраля 2013 г. в 08:34

      Вы правы! Хочу добавить, что гуманитаризация обучения поможет(очень хочется верить) спасти наших детей от ухода от естественного в виртуальное.

      Удалить
    2. Я тоже за «правильный внутренний мир» у наших детей. Но я не хочу, чтобы они смотрели на внешний мир через розовые очки. Наши дети должны видеть его таким, какой он есть на самом деле. Свою задачу как учителя истории вижу в том, чтобы разбудить в них желание улучшить жизнь и не только свою, но и окружающих. А начать надо с места, где ты живёшь, где живут твои родные и друзья. Я не хочу, чтобы мои ученики росли индивидуалистами и успешными карьеристами: только сопереживающий коллективист может быть патриотом и гражданином.
      Кириллова О.А. МКОУ «Большевистская основная школа» Кольчугинский район.

      Удалить
    3. Школьное историческое образование всегда имело мощную воспитательную составляющую. Да, сегодня остро стоят такие проблемы, как бездуховность, безверие, агрессивность подрастающего поколения. Я считаю, что главным становится формирование у учащихся позитивного исторического мышления, базовых национальных ценностей,которые хранятся в социально-исторических, культурных, семейных традициях нашего народа. Да-да, хранятся! Коллеги! Вам не кажется, что мы просто тонем в собственных отрицательных эмоциях, в критике и даже критиканстве и оставляем наших детей наедине с Родиной, которую они не умеют, а мы не научили их любить...
      Шахова Е.В.

      Удалить
    4. Нет, не кажется.
      Наша Родина больна, и нам от этого больно. Если мы будем отстраненно наблюдать, как рушатся культурные, семейные, исторические основы нашего народа, не делиться своими чувствами и мыслями с детьми, нам пора на свалку. Пусть нас заменит автомат с дистанционным обучением и позитивным патриотизмом. Если учитель любит свою страну, дети это почувствуют и воспитательная составляющая заработает.

      Удалить
    5. Елена Платонова27 февраля 2013 г. в 09:03

      Да почему же вы, Сергей, и многие из вас так негативно, всегда,при любых условиях настроены? Ведь если вы всегда будете "плакать" об уходящей в пропасть нашей Родине, агрессивно настроенным по отношению ко всему ( "все плохо, "все рушится"), то и дети заранее запрограммированы Вами на такое будущее. Я согласна с Еленой Владимировной - ищите позитив, ценности давно созданы, и наша страна, как никто, может этим гордиться.

      Удалить
    6. Чего же его искать,позитив. Включите любой новостной канал ТВ - сплошной позитив...

      Удалить
    7. Спасибо, Дмитрий Вячеславович. Очень точно. Мне нечего добавить.

      Удалить
  18. Уважаемые коллеги! Наша задача - воспитать детей настоящими патриотами, гражданами своей страны, добрыми и чуткими, отзывчивыми людьми. И каждый учитель формирует гуманную личность через содержательную форму своего предмета. "Судьбы цивилизации ставят в зависимость от решения, прежде всего, духовного характера" считал А.Д.Сахаров. Как мы сегодня можем проследить результат духовности и нравственности через тесты? Меня беспокоит то, что дети перестают говорить (скудная монологическая речь), вернее, от них сегодня этого не требуется, в связи с переходом к модернизации, к ЕГЭ. Времени на формирование монологической речи остается мало, т.к. мы ориентированы на выполнение тестовых заданий.Да, молодые люди во всем ищут выгоду, но их отучили говорить, а значит, и думать, и принимать ответственные разумные решения.Пусть дети говорят! Тогда мы услышим и об отношении к себе, к стране, к обществу в целом.
    Бирюкова М.С. ГКОУ ВО школа-интернат "Кадетский корпус" им.Д.М.Пожарского.

    ОтветитьУдалить
  19. Елена Ермохина27 февраля 2013 г. в 09:13

    Да, конечно, вы правы дети перестают говорить на уроках, но потребовать от них больше говорить мы не можем, не можем их заставить, потому что они уже знают, что на ЕГЭ с ними никто говорить и рассуждать не будет. И постепенно устный предмет история превращается в письменный.

    ОтветитьУдалить
  20. Уважаемые коллеги, позвольте поделиться мыслями о сегодняшней конференции.
    Во-первых, Светлана Викторовна из всей той "каши", которую мы так безответственно вывалили в этом блоге, каким-то чудом сделала четкие и здравые выводы. Оказалось, что в наших суждениях много общего, причем важного и полезного. Более того, наша (историческая) секция оказалась самой активной, умной и продвинутой. Спасибо Вам, Светлана Викторовна, мы Вас тоже очень любим!
    Во-вторых, были очень интересные выступления о гражданской идентичности ребенка и безопасности государства. Поспорили Ирина Анатольевна Мишина и Елена Аргентиновна Морозова. Елена Аргентиновна не согласилась с тем, что в исламе как таковом есть опасность для России и высказалась за принятие глобализации как данности. Ирина Анатольевна ярко обрисовала государственное видение проблемы воспитания граждан. Мне лично запомнился ее совет "формировать личностное начало в детях мигрантов", чтобы ослабить их традиционную национальную идентичность. Спорно и интересно.
    В-третьих, конечно, преподаватели кафедры гуманитарного образования были на высоте.
    Вообще, атмосфера была доброжелательная и темп был рабочий.
    Можно ложку дегтя? Удивило, что задняя половина зала конференцией не интересовалась. С самого начала люди болтали, бубнили в телефоны,перекусывали, читали, зевали... Многие пришли только для того, чтобы получить сертификат для аттестации. Простите, это не мое дело, но может быть, стоит участников конференций вовлекать в какую-нибудь активную деятельность? Еще раз прошу прощения, возможно, у меня просто нет опыта "заседаний".
    Хотя я и попал на конференцию "по разнарядке", чувствую очевидную для себя пользу.
    И спасибо вам за приятное общение, дорогие коллеги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей Константинович, спасибо за добрые слова. Что касается ложки дегтя, конечно это очень не приятно и не делает чести учителям.Наша установка была: или работа в сети, или статья для сборника. Кстати, историки таким образом и попали на конференцию в 99 % случаев.

      Удалить
  21. На меня конференция произвела самое положительное впечатление: место проведения, организация процесса, докладчики, наглядность докладов, атмосфера, за исключением незаинтересованной аудитории. Меня особенно заинтересовало выступление Мишиной И.А. по проблеме формирования гражданской идентичности школьника. Интересный доклад и сам докладчик.Некоторые ее советы "возьму на вооружение" при подготовке уроков. Жаль, что не удалось послушать Селиверстову Е.Н.; ее выступление заинтересовало бы меня. Уважаемые коллеги, как приятно,что историки оказались самыми активными в своем блоге. Особенно хочется поблагодарить Светлану Викторовну - человека замечательного во всех отношениях. Также меня заинтересовал проект ВИПКРО Гуманитарной кафедры о непрерывном пост дипломном образовании педагогов по индивидуальным программам. Надеюсь, что проект будет реализован в жизнь.
    Сафаева И.Н. МБОУ СОШ № 28, г. Владимир

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Печалина Надежда. Кольчугино1 марта 2013 г. в 06:33

      Присоединяюсь к словам Сафаевой И.Н. Меня тоже очень заинтересовало выступление Мишиной Ирины Анатольевны. На мой взгляд, важная и актуальная тема. Я работаю в 10-ти классах среднего звена, и в каждом классе обучаются ребята разных национальностей. Так вот разница между теми, кто родился здесь, и теми, кто приехал недавно,достаточно заметна. Конечно, хотелось бы послушать все выступление Ирины Анатольевны, без сокращений... А организаторам конференции хочется сказать большое спасибо!

      Удалить
    2. Коллеги, жалко расставаться. Светлана Викторовна, давайте придумаем какие-нибудь умные посиделки в блоге под эгидой нашего МОЗГА Татьяны Халитовны. И Сергей Константинович присоединится к нам не по разнарядке.

      Удалить
  22. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить